24.02.2023      860      0
 

Плюсы и минусы франчайзинга: стоит ли начинать бизнес по франшизе?


Открытие бизнеса по франшизе интересно новичкам в предпринимательской деятельности и опытным бизнесменам. Такой вид ведения собственного дела имеет ряд преимуществ. Но стоит помнить об определенных ограничениях и трудностях, связанных с франшизой. До окончательного решения о том, подходит ли франчайзинговая форма, необходимо разобраться в нюансах и подводных камнях.

Определения, понятие франчайзинга

Франшиза – покупка права открытия собственного бизнеса под торговой маркой с использованием бизнес-технологий, наработок крупной раскрученной фирмы.

Франчайзинг в современном виде появился в первой половине 20-го века. Тогда крупные оптовые поставщики начали предлагать мелким продавцам продавать их товары под их брендом, но сохраняя возможность вести дела независимо. Так крупные нефтяные компании стали развивать сети автозаправок, автомобильные – сеть автосалонов, стали появляться сети ресторанов и т.д. В страны бывшего союза франчайзинг пришел в 90-е годы прошлого века.

Франчайзинг – ведение бизнеса по договору франшизы.

Франчайзер – владелец франшизы.

Франчайзи – предприниматель, покупающий франшизу.

Договор франчайзинга – договор между франчайзером и франчайзи.

Паушальный взнос – единовременная выплата, производимая в момент заключения договора. Размер паушального взноса зависит от предоставляемых франчайзером сервисов. В него могут входить реклама, обучение сотрудников, поддержка, обслуживание, предоставление оборудования.

Роялти – регулярные выплаты франчайзеру в виде фиксированных платежей или процентов от дохода. Иногда заменяется обязательством закупать определенные товары или сырье по заранее прописанным в договоре ценам.

Виды франчайзинга

 

Что такое франчайзинг

Что такое франчайзинг

  • Товарный – франчайзи продает производимые или данные на реализацию товары по договору франшизы.
  • Сервисный – франчайзи оказывает услуги, используя бренд франчайзера.
  • Производственный – выпуск продукции под брендом.
  • Конверсионный – мелкое предприятие сливается с крупной сетью под ее брендом.
  • Субфранчайзинг – предприниматель, купивший франшизу, имеет право ее перепродавать.

Это может быть интернет-магазин или дистанционный сервис, работающий исключительно через сеть. Или ресторан, служба доставки, парикмахерские услуги, ремонт автомобилей, требующие физического представительства в реальности.

Варианты договоров франчайзинга

  • Лицензионный – передача интеллектуальных прав.
  • Коммерческой концессии – подразумевает использование товарного знака, бизнес-технологий, производства.
  • Агентский договор – оказание услуг, передача товаров на реализацию, продвижение бренда на определенной территории. Франчайзи получает долю за реализованные товары, услуги.

Очевидные преимущества

  • Простота – не придется ничего выдумывать самостоятельно, вкладываться в раскрутку и развитие, составлять бизнес-план и продумывать стратегии. Отлаженный механизм работы и взаимодействия с потребителем и сотрудниками по стандартам компании, готовый дизайн.
  • Гарантии – покупка уже работающего бизнеса, зарекомендовавшего себя на рынке, с устойчивыми показателями прибыли.
  • Уверенность – возникающие проблемы поможет решить франчайзер: проведет консультацию, предоставит специалистов.
  • Возможность учиться – наблюдая схему работы изнутри, важно набираться опыта для будущего открытия самостоятельного бизнеса. Проведение головной компанией специальных семинаров, тренингов для франчайзи и сотрудников.

От наших партнеров
Если вы попали в тяжелую жизненную ситуацию и у вас образовались долги по кредитам, то знайте, что каждый гражданин имеет право воспользоваться процедурой банкротства для списания долгов. Спишем 100% долга через банкротство или вернем деньги за наши услуги.
Банкротство физических лиц с гарантией.

Дополнительные преимущества

  • Спокойствие, постоянство – в условиях нестабильного рынка, когда малый бизнес может потерпеть крах, самые крупные игроки выживают. По статистике, 85% вновь открывшихся предприятий малого бизнеса разоряются в первые два года, франчайзинговых – всего 10%.
  • Защита – от собственных ошибок предпринимателя, при возникновении спорных ситуаций.
  • Низкий порог входа – нет необходимости самому разбираться в нюансах или искать исполнителей. Например, для создания сайта, ведения аккаунтов в социальных сетях, разработки дизайна продукции или оформления помещения для клиентов.
  • Отсутствие большой конкуренции – франчайзер определяет, прописывая в договоре минимальное допустимое расстояние между точками для своих представителей.
  • Банковское поручительство франчайзера для кредитования открываемого бизнеса.
  • Предсказуемость стартового бюджета – открываясь самостоятельно, легко потерять контроль над этим параметром.

Отрицательные стороны

  • Дороговизна – взносы, отчисления, неустойки изначально кажутся более дорогим вариантом. Из-за необходимости следовать стандартам головной компании на мелочах сэкономить не получится.
  • Несвобода – необходимо действовать четко по инструкции вне зависимости от того, какой у предпринимателя личный взгляд на ведение бизнеса. Не подходит для воплощения личной уникальной идеи.
  • Зависимость от чужих решений – сюда входят репутационные (при ошибке франчайзера это неизбежно скажется на франчайзи), денежные (невозможно повлиять на бизнес-стратегии франчайзера, изменить их) риски, выбор поставщиков, деловых партнеров (ограничен и не всегда выгоден).
  • Полностью расслабиться все равно не получится – работа по франшизе может стать хорошим стартом, но прилагать усилия предпринимателю все равно придется, и успех бизнеса будет зависеть от его личных деловых качеств.
  • Неустойка – договор определяет срок, в течение которого бизнесмен не может его разорвать в одностороннем порядке без дополнительной оплаты.
  • Штрафные санкции, прописанные в договоре.
  • Невозможность совмещения – по условиям договора нельзя открывать схожий бизнес, конкурирующий с брендом.
  • Ценовая политика – завышенные цены снижают окупаемость открываемого предприятия, если по договору необходимо закупать продукцию на продажу или использовать в сервисе более дорогие материалы, оборудование и средства в качестве так называемого скрытого платежа в договоре, если в нем нет роялти.
  • Клиентская база – останется с компанией, если франчайзи решит разорвать договор.

Друзья, выгодно обменять или купить криптовалюты вы можете на криптовалютной бирже Exmo. Зарегистрируйтесь по нашей партнерской ссылке и оцените удобство этой криптовалютной биржи.

Риски, связанные с работой по франшизе

  • · Роялти – при погашении фиксированных платежей по договору в первые месяцы работы прибыли может не быть, поэтому возможные траты закладываются в расходы заранее.
  • Вероятность разорения – несмотря на гарантии даже самого раскрученного бренда, никто не даст 100% уверенности в прибыльности бизнеса, так как это зависит от многих факторов: регион, спрос и даже личные качества франчайзи.
  • Мошенники – в интернете много сайтов с предложениями о покупке франшизы, и далеко не все из них являются теми, за кого себя выдают. Поэтому стоит тщательно проверять все документы.
  • Человеческий фактор – несмотря на все подписанные документы, франчайзер может выполнять взятые на себя обязательства не настолько добросовестно, как хотелось бы. Например, уменьшить рекламные бюджеты, влияющие на раскрутку, сменить руководство или региональных менеджеров. Это повлечет падение качества поддержки и выполнения стандартов компании. Также он может разорвать договор в одностороннем порядке.

Выбор франшизы, необходимые действия

Рекомендуется подбирать сферу, наиболее близкую к нынешнему виду деятельности, так как это поможет быстрее вникнуть во все тонкости и нюансы, гарантирует быстрый старт.
Мода и прибыль не синонимы – актуальные тенденции быстро меняют вектор, теряя спрос потребителей.

Отдельно стоит изучить фактор расположения: некоторые виды бизнеса требовательны к тому, где арендовано помещение (ресторан лучше размещать в центре или около главных пешеходных магистралей города).

Проверить самостоятельно показатели заявленной окупаемости: цифры могут быть завышены. Почитать отзывы других франчайзи. Сравнить несколько франшиз по уровню финансовых вложений, предоставляемых франчайзером услуг. Выписать показатели в отдельную таблицу, посчитать на калькуляторе, так как в договорах некоторые затраты не столь очевидны.

Срок работы компании – чем дольше она на рынке, тем больше гарантий по защите от угрозы разорения.

Попробовать стать пользователем услуг или приобрести товары выбранной компании. Пообщаться со службой поддержки. Плохой сервис говорит о сомнительных перспективах компании и будущего франчайзи.

Наиболее крупные фирмы обычно дают больше гарантий, но в то же время выставляют более жесткие условия в договоре. Поэтому не стоит зацикливаться на распиаренных брендах.
Оценить потенциал окупаемости в регионе, где будет открыт бизнес. Провести мониторинг конкурентов, пообщаться лично, осмотреть помещение, задать вопросы персоналу. Опросить знакомых о важных для них параметрах выбора компании в выбранной сфере торговли или услуг.
Изучить все документы будущих франчайзеров на специализированных сайтах по проверке юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/index.html или https://www.rusprofile.ru), чтобы не попасться на удочку мошенников. Уточнить наличие исков или решений суда относительно данной компании. Проверять стоит даже самых солидных представителей бизнеса, так как никто не застрахован от разорения. Некоторые компании, продавая франшизу, покрывают текущие финансовые потери. Закрытие головной компании приведет к необходимости ликвидации франчайзинговой сети.
Запросить максимум информации с подробностями, аналитическими выкладками, предполагаемыми затратами: требования к франчайзи, образец договора, требования к помещению, бизнес-план с конкретными цифрами стартовых вложений.

В зависимости от предоставленной информации составить вопросник, пообщаться лично с представителем компании, посетив офис или по видеосвязи.

Попросить предоставить контакты других франчайзи или найти самостоятельно и проверить, задать интересующие вопросы непосредственно работающим по франшизе.
Почитать отзывы клиентов о бизнесе в “Яндексе” или Google. Изучить их странички в социальных сетях, посмотреть отзывы сотрудников. Что пишут реальные люди о том, как работает компания.

Где искать подходящую франшизу

  • Обратиться напрямую к бренду – предложения о покупке франшизы обычно есть на сайте компании.
  • Воспользоваться услугами агентства по подбору франшизы или независимых агентов.
  • Выбрать из каталога на специализированных сайтах.
  • Воспользоваться личными рекомендациями предпринимателей в профессиональных кругах или сообществах.

Выводы

Покупка франшизы – инвестиция, и подходить к выбору надо соответственно. Выиграет ли бизнес по франшизе, будет зависеть от конкретного предпринимателя, способности анализировать, приложенных усилий, желания зарабатывать.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности